Главная - Архив - Выпуск №3(31), 2021 - Статья № 12 (Выпуск №3, 2021)

Статья № 12 (Выпуск №3, 2021)

Название статьи

 

 

 

Номер журнала

Дата выпуска

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КРЕДИТНЫХ (РЕПУТАЦИОННЫХ) ДАННЫХ В КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ И РАЗРЕШИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ОПЫТ КНР

3 (31)

2021

Раздел

Тип статьи

Противодействие коррупции

научная статья

Страницы

67-74

Коды УДК

342.9

Ключевые слова

система социального кредита, персональные данные, репутация, цифровой профиль, цифровая личность, контроль, надзор, лицензирование

 

Авторы

Рувинский Р.З.

Аннотация

Рассматриваются перспективы использования репутационных данных о физических и юридических лицах в практике осуществления контрольно-надзорной и разрешительной деятельности. Анализируется опыт КНР по использованию таких данных в сфере публичного управления. Особое внимание уделяется проекту построения Системы социального кредита и возможности автоматизированной (алгоритмической) обработки репутационных персональных данных в ходе реализации контрольно-надзорных мероприятий. Указаны преимущества и вероятные риски использования в такой деятельности цифровых профилей поднадзорных субъектов, аккумулирующих данные из различных государственных баз данных.

Библиографический список

1. Паспорт федерального проекта «Цифровое государственное управление» // Официальный сайт программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://digital.ac.gov.ru/poleznaya-informaciya/material/Паспортфедерального-проекта-Цифровое-государственное-управление.pdf (дата обращения: 08.04.2021).

2. Овруцкий А.В. Репутация. Репутационный дискурс. Репутационный ущерб / А.В. Овруцкий // Психолог. – 2016. – № 4. – С. 10–18.

3. Рувинский Р.З., Тарасов А.А. «Система социального кредита»: исторические предпосылки и доктринальные основания феномена / Р.З. Рувинский, А.А. Тарасов // Национальная безопасность / Nota Bene. – 2020. – № 3. – С. 72–88.

4. Decision of the First Session of the Twelfth National People’s Congress on the Plan for Restructuring the State Council and Transforming Functions. 14 March 2013 // Peking University Center for Legal Information [Электронный ресурс]. URL: https://pkulaw.com/en_law/da337bcefdd86d8abdfb.html (дата обращения: 08.04.2021).

5. Notice of the National Development and Reform Commission, the Bank of China, and the Ministry of Human Resources and Social Security on Issuing the Memorandum of Cooperation for Imposing Joint Punishments on Seriously Dishonest Enterprises and Relevant Personnel in the Social Insurance Field. 22 November 2018 // Peking University Center for Legal Information [Электронный ресурс]. URL: https://pkulaw.com/en_law/8c8d240de4c0bd68bdfb.html (дата обращения: 08.04.2021).

6. Opinions of the General Office of the CPC Central Committee and the General Office of the State Council on Accelerating the Advancement of the Development of a Credit Supervision, Warning and Punishment System of Dishonest Persons Subject to Enforcement. 25 September 2016 // Peking University Center for Legal Information [Электронный ресурс]. URL: https://pkulaw.com/en_law/1ecc8e900c4186cbbdfb.html (дата обращения: 08.04.2021).

7. Blomberg M. The Social Credit System and China’s Rule of Law / M. Blomberg // Mapping China Journal. – 2018. – № 2. – P. 77–162 [Электронный ресурс]. URL: https://mappingchina.org/wp-content/uploads/2019/01/MCJ-No-2-2018-Blomberg.pdf (дата обращения: 08.04.2021).

8. Creemers R. China’s Social Credit System: An Evolving Practice of Control // SSRN Electronic Journal. 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://ssrn.com/abstract=3175792 (дата обращения: 08.04.2021).

9. Dai X. Toward a Reputation State: A Comprehensive View of China’s Social Credit System // Social Credit Rating: Reputation und Vertrauen beurteilen / Ed. by O. Everling. – Wiesbaden: Springer Gabler, 2020. – P. 139–163.

10. Garifova L.F. Infonomics and the value of information in the digital economy / L.F. Garifova // Procedia Economics and Finance. – 2015. – № 23. – P. 738–743. 11. Goldman E. Regulating Reputation // The Reputation Society: How Online Opinions Are Reshaping the Offline World / Еd. by H. Massun, M. Tovey. – Cambridge, MA: MIT Press, 2012. – P. 51–61.

12. Liu H.-W., Lin C.-F., Chen Y.-J. Beyond State v Loomis: artificial intelligence, government algorithmization and accountability / H.-W. Liu, C.-F. Lin, Y.-J. Chen // International Journal of Law and Information Technology. – 2019. – № 2 (27). – P. 122–141.

13. Shaefer K., Yin E. et al. Understanding China’s Social Credit System // Trivium China [Электронный ресурс]. URL: http://socialcredit.triviumchina.com/wpcontent/uploads/2019/09/Understanding-Chinas-SocialCredit-System-Trivium-China-20190923.pdf (дата обращения: 08.04.2021).

14. Yue L.Q., Ingram P. Industry self-regulation as a solution to the reputation commons problems: The case of the New York Clearing House Association // The Oxford Handbook of Corporate Reputation / ed. by T.G. Pollock, M.L. Barnett. – Oxford: Oxford university Press, 2012. – P. 279–296.

15. 务院办公厅关于社会信用体系建设的若干 , 2007323 [Гоуюань баньгунтин гуаньюй шэхуэй синьюн тиси цзяньшэ дэ жогань ицзянь] (Некоторые заключения Канцелярии Государственного Совета КНР относительно построения системы социального кредита, 23 марта 2007 г.) // The Central People’s Government of the People’s Republic of China [Электронный ресурс]. URL: http://www.gov.cn/zwgk/2007-04/02/content_569314.htm (дата обращения: 08.04.2021).

16. 务院关于印发社会信用体系建设规划纲要2014—2020年)的通知 [Гоуюань гуаньюй иньфа шэхуэй синьюн тиси цзяньшэ гуйхуа ганъяо (2014—2020Нянь)] (Уведомление Государственного Совета КНР об издании Плана построения системы социального кредита на 2014–2020 гг.) // The Central People’s Government of the People’s Republic of China [Электронный ресурс]. URL: http://www.gov.cn/zhengce/content/2014-06/27/content_8913.htm (дата обращения: 08.04.2021).

17. 务院关于建立完善守信联合激励和失信联 惩戒制度加快推进社会诚信建设的指导意见 , 20160530 [Гоуюань гуаньюй цзяньли ваньшань шоусинь ляньхэ цзили хэ шисинь ляньхэ чэнцзе чжиду цзякуай туйцзинь шэхуэй чэнсинь цзяньшэ дэ чжидаоицзянь гофа] (Руководящие заключения Государственного Совета относительно создания и усовершенствования системы объединенных стимулов за сохранение верности и объединенных наказаний за утрату доверия, а также ускорения развития социального кредита, № 33, 30 мая 2016 г.) // The Central Peoples Government of the Peoples Republic of China [Электронный ресурс]. URL: http://www.gov.cn/zhengce/content/2016-06/12/content_5081222.htm (дата обращения: 23.04.2021).

18. 国家发展改革委、人民银行关于加强和规范 守信联合激励和失信联合惩戒对象名单管理工作 导意见, 20171030 [Гоцзя фачжань гайгэ вэй, жэньмин иньхан гуаньюй цзяцян хэ гуйфан шоусинь ляньхэ цзили хэ шисинь ляньхэ чэнцзе дуйсян миндань гуаньли гунцзо дэ чжидао ицзянь] (Руководящие заключения Государственного комитета по развитию и реформам и Народного Банка Китая об укреплении и регулировании деятельности по ведению перечня лиц, подлежащих совместному поощрению за добропорядочность, и перечня лиц, подлежащих объединённому наказанию за недобросовестность, 30 октября 2017 г.) // National Development and Reform Commission [Электронный ресурс]. URL: https://www.ndrc.gov.cn/xxgk/zcfb/ghxwj/201711/t20171103_960925.html (дата обращения: 08.04.2021).

19. 务院办公厅关于加快推进社会信用体系建 设构建以信用为基础的新型监管机制的指导意见, 20190709 [Гоуюань баньгун тин гуаньюй цзякуай туйцзинь шэхуэй синьюн тиси цзяньшэ гоуцзянь и синьюн вэй цзичу дэ синьсин цзяньгуань цзичжи дэ чжидао ицзянь] (Руководящие заключения Канцелярии Государственного Совета об ускорении строительства системы социального кредита и создании нового, основанного на кредите механизма надзора, 9 июля 2019 г.) // The Central Peoples Government of the Peoples Republic of China [Электронный ресурс]. URL: http://www.gov.cn/zhengce/content/2019-07/16/content_5410120.htm (дата обращения: 08.04.2021).

20. 虞青松 [Цинсун Ю]. 算法行政:社会信用体系 治理范式及其法治化 [Алгоритмическое администрирование: управленческая парадигма Системы социального кредита и её нормативно-правовые основы] // 《法学论坛》[Правовой форум]. – 2020. – № 2. URL: http://fzzfyjy.cupl.edu.cn/info/1035/11847.htm (дата обращения: 08.04.2021).

Все новости